Мини-музей «Помним и чтим»

ссылка на видеоролик https://youtu.be/4L92yURau60   Военно-патриотический мини-музей «Помним и чтим» создан в марте 2019 года.

Цель

Сформировать у дошкольников патриотические чувства и представление о героизме, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Задачи

  1. Развивать нравственные чувства у детей дошкольного возраста.
  2. Воспитывать уважительное отношение к воинам и ветеранам, желание заботится о них и сопереживать.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, любви, принадлежности к своей Родине.
  4. Расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родной страны, своей малой Родины (поселка Желнино).
  5. Пополнять словарь детей понятиями: Россия, Отечество, защищать, оборонять, гордится, сражаться, справедливая, народная, героическая война, пехота, танкисты, лётчики, фашизм, блокада, окопы, траншеи, генералы, маршалы, военачальники.

Аспекты музейной деятельности

Нравственно - патриотическое воспитание. Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно показать всё то, лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, настоящим вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому был открыт в ДОО мини-музей (собрали наглядные предметы и материалы). Музейная форма работы способствует образному познанию. Мини-музей это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в воспитании дошкольников. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю родного края, страны.

Основное направление работы: просветительская, экспозиционно-выставочная. Дети непосредственно наблюдают, слушают, постоянно расширяют круг знаний. В музее с детьми проводятся занятия, беседы, викторины, экскурсии, игры. На каждом занятии в мини-музее решаются образовательные и воспитательные задачи. Дети выполняют практические задания, рассматривают картины, слушают удивительные рассказы, сами становятся непосредственными участниками действий. Детям предоставляется возможность показать свои знания, само выразиться. Мини-музей помогает сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий.

Музейная работа включает: интеграцию различных видов деятельности; вовлечение ребенка в разнообразные виды деятельности: познавательную, трудовую, художественно-творческую, исследовательскую, музыкальную, игровую, художественное чтение; обеспечение активности ребенка; общение воспитатель – ребенок – семья; общение детей и родителей. Совместно с родителями детей была организована поисковая деятельность.

Через музей гораздо лучше и шире дети информированы о событиях и проблемах. Экспонаты к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Знакомство детей с экспозицией проходит в игровой, занимательной форме. Через наш музей расширяется подача информации посредством увиденного (фотографии, картины, предметы быта…) Прикосновение к музею вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет пережить, внимательно относиться к памяти прошлого.

Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

В организации мини-музея большую помощь оказали родители, жители п.Желнино, внуки ветеранов В.О.В. Они принесли самые ценные вещи в наш музей, помогли в оформлении выставок. Необходимо отметить, что у детей наблюдается интерес к такой форме работы. Мини-музей – результат общения и совместной деятельности воспитателей, детей, родителей. Совместная деятельность взрослых и детей способствует полноценному личностному развитию детей, повышает интеллектуальный уровень, позволяет установить сопричастность детей с прошлым. Эффективность метода – накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания. Дети имеют уникальную возможность сохранять культуру, расширить кругозор, осознанно подойти к таким понятиям, как любовь к Родине, Отечеству, патриотизм.

Формы деятельности мини-музея

  • экскурсии, посвящённые праздникам «День победы», «День Защитников Отечества»;
  • беседы о героях войны;
  • НОД по ознакомлению детей с историей нашей Родины, ветеранами своего края, военной техникой России, оружием, военной одеждой;
  • рассматривание картин о ВОВ, героях, их подвигах;
  • чтение художественной и научной литературы;
  • проведение викторин, посвящённых ВОВ;
  • презентации о  ВОВ.

Экспонаты мини-музея

  • Карта боевого пути разведчика Сидорова Петра Николаевича.
  • Железная кружка солдата Ерагалина Арсения Ивановича. Прошла с ним боевой путь.
  • Медицинские ножницы найдены в земле.
  • Макет «В окопах», автор Мелехина Е.А. и дети подготовительной группы.
  • Макет «На передовой», автор Скворцова Н.В. и дети старше- подготовительной группы.
  • Макет «Военная техника» бросовой материал. Дети старше-подготовительной группы.
  • Эмалированный ковшик военных лет.
  • Поварешка (половник), прошедший всю воину с полковым поваром.
  • Солдатская ложка (железо). Найдена в земле.
  • Вилка военных лет, найдена при раскопках.
  • Медная миска солдата Ерагалина И.Н.
  • Солдатский вещевой мешок.
  • Фрагмент весов. Принесла семья Курковых. Нашли на своем огородном участке.
  • Сумка для противогаза.
  • Музыкальный инструмент. Гармонь Ветерана Склянина С.А. Подарок жителя поселка Желнино Гулынина Николая.
  • Флаг Советской Армии. (Бутафория)
  • Патефон военных времен. Подарок семьи Виноградовых.
  • Боевой патрон (латунь).
  • Командирский бинокль семьи Виноградовых.
  • Бинты из подручных средств. Бутафория.
  • Игрушка военных лет. Медведь Борис (наполнитель опилки, плюш). Подарок сестер Галины и Елены Андреевых.
  • Старинный фотоаппарат. Подарок Виноградовых.
  • Очки в металлической и костяной оправе.
  • Письменные принадлежности командира Виноградова В.К.
  • Керосиновая лампа военных лет.
  • Керосиновая лампа послевоенных лет.
  • Брезентовый саквояж для гармони.
  • Масляный ручной фонарь.
  • Саквояж военного доктора. Подарок Кочешковой Т.П.
  • Военная фото-камера (бутафория).
  • Компас.
  • Письмо с фронта солдата матери.
  • Самодельный нож партизана.
  • Складной перочинный ножик.
  • Пузырьки и флаконы от лекарств довоенного времени.
  • Игрушка военного времени пистолет (дерево).
  • Макет военного линкора. Изготовил ученик Скворцов Игорь (бывший воспитанник).
  • Фрагмент тряпичных опилочных кукол военного времени.
  • Целлулоидная кукла Боренька военного времени. Подарок Семьи Писаревых.
  • Коллекция медалей и наград ветерана В.О.В. Сидорова Петра Николаевича.
  • Коллекция медалей и наград ветерана В.О.В. Ерагалина А.И.
  • Карта боевого пути Сидорова Петра Николаевича.
  • Коллекция медалей и наград ветерана В.О.В. Ванюкова А.Н.
  • Военная гимнастерка 1938 г, оригинал.
  • Камуфляжный костюм маскировки современный.
  • Фуражка военная, оригинал.
  • Письменные принадлежности.
  • Памятный плакат ветераны поселка Желнино 75 лет Победы. Подарок администрации поселка.
  • Альбом с фотографиями ветеранов. Собирал председатель поселка Исаков Г.Ф.